Понедельник, 22.07.2019, 08:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Обучение через предпринимательство

 
                       «Необходимо подготовить ребят к профессиональной деятельности –
с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.
                        И это – не краткосрочный проект, а наша стратегическая политика в сфере образования»
                                                        Д.А. Медведев
 
 Экономическое образование в школах сегодня является неотъемлемой и важной частью среднего образования. Взаимосвязь экономики с другими предметными областями позволяет создать адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность учащегося как всестороннего образованного человека и гражданина. Предприимчивый подход является залогом успеха в самореализации личности. Все люди рождаются с творческими способностями, естественной любознательностью и изобретательностью, поэтому так важно помочь учащимся выявить эти способности еще в школе, стать им творческими личностями. В настоящее время обучение учащихся экономике, навыкам бизнеса и предпринимательства в школе происходит преимущественно на уроках основ экономики и предпринимательства, а также через различные формы внеурочной деятельности. Однако формирование предприимчивости предполагает организацию такого типа учебного процесса, который был бы ориентирован на становление и развитие в молодых людях ключевых компетентностей. Губернатор Пензенской области В.К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу – подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире. Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является обучение через предпринимательство. Эта модель позволяет учащимся получить серьезный опыт и практические навыки в области бизнеса и предпринимательства. Обучение через предпринимательство достигает максимальной эффективности тогда, когда школа взаимодействует с бизнесом и сообществом, давая учащимся творческие задачи, в которых они могли бы использовать свои школьные знания в ситуации реальной жизни. Сегодня такое взаимодействие школы, бизнеса, сообщества в процессе обучения актуально. В связи с этим с 2010 года в Пензенской области реализуется проект «Обучение через предпринимательство». Данный проект вписывается в концепцию новой Пензенской школы и выступает реальным средством «погружения» учащихся в социальные и экономические проблемы региона. Цель проекта: способствовать максимальной самореализации учащихся, успешной социализации молодежи на региональном рынке труда. Задачи проекта: - обучение школьников на базе реальной действительности, обеспечивая единство теории и практики; - формирование у обучающихся компетенций, которые требуются обществу; - становление и развитие активной и ответственной позиции ученика, самостоятельности в решении проблем; - установление тесного взаимодействия школы, бизнеса, сообщества, обеспечивающее сознательное овладение учащимися базовыми навыками, целостным видением, социальной компетентностью, предпринимательским подходом к жизни, способностью к учёбе, готовностью успешно трудиться на благо своего региона, своей страны.
Принципы реализации проекта:
 1. Активная и ответственная позиция ученика, самостоятельность в решении проблемы.
 2. Метапредметность. 3. Задания выполняются в сотрудничестве с компаниями-менторами, местным сообществом.
4. Результаты работы приносят пользу за пределами школы.
Сроки реализации проекта: 2010-2012 гг.
 Содержание проекта Обучение через предпринимательство направлено на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. Помимо этого, в процессе такого обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело. Проект «Обучение через предпринимательство» построен так, чтобы предоставить учащимся возможность развить в себе такой подход. В реализации проекта используется потенциал предметов и учебных курсов, которые входят в традиционную школьную систему. В то же время процесс обучения кардинально отличается от традиционного. Основной принцип – стимулировать учащихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами, предприятиями. Реальные компании становятся «наставниками» для групп учеников на срок в два года. Регулярные контакты с компаниями-менторами на протяжении всего этого периода становятся стержнем обучения, позволяя учащимся соотносить теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе. Регулярное общение с компанией требует от учеников умения брать на себя ответственность, планировать свое время и работать с другими людьми, так составлять интересующие его вопросы, чтобы не было «не приятия» этих вопросов у компании. Все это позволяет им осознать значение этих важных навыков и лучше узнать самих себя. В основе обучения через предпринимательство лежит разработка учащимися серии проектов, применяя проектные методы. Такой подход требует от учителя новой для него роли. Основная творческая задача учителя – постепенно развивать в учащихся способность работать самостоятельно, одновременно снижая степень контроля над всеми аспектами процесса обучения. Иными словами, учитель передает часть ответственности и инициативы самим учащимся. Этот процесс проходит постепенно на протяжении работы и при подготовке проектов. Такая постановка задачи обучения неоднозначна и для учителя, и для его учеников. Процесс преподавания с использованием проектного метода представлен следующим образом: - в центре его – личностное развитие учащихся; - компания-ментор и работа над проектами, связанными с реалиями настоящей, рабочей жизни, стимулируют развитие предприимчивости и самостоятельности учащихся; - учащиеся регулярно анализируют и оценивают каждый проект, т.е. то, чему они научились и это укрепляет в них желание учиться; - создается и расширяется сетевое взаимодействие учащихся, их учителей и работников школьной администрации; - используются подходы, принятые в методологии обучения через действие, т.е. обучения за счет активного участия в существующих ситуациях реальной жизни.
 
Реализация регионального проекта « Обучение через предпринимательство»
 
 В 2010 -2011 учебном году МБОУСОШ с. Нижняя Елюзань приступила к реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство». Мы выбрали координаторов проектов, нашли компании-менторы с которыми заключили соглашения. Первыми мы заключили соглашение о сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем Салякаевой А.Р.. Наша школа давно с ними работает. Магазин «Уют» поставляет в школьную столовую сертифицированные продукты питания. В 2010г договорились с ОПК «Кададинский» о сотрудничестве (тьютор-Севастополева Г.А.). Там занимаются ремонтом одежды и пошивом постельного белья. В ходе работы учащиеся 11а класса под руководством Кудюшкиной Н.Р. написали проект «Костюмы для кружков», с которым участвовали в конкурсе региональных проектов «Русские сенсации».Костюмы создали за счёт родительских средств.. В 2011 год мы заключили соглашение с компанией -ментором индивидуальный предприниматель «Халилова Д.Н.», которая выпускает хлеб из собственного сырья: выращивает пшеницу на своих полях, имеет свою мельницу. Мы наблюдаем за работой и едим в нашей столовой их вкусный хлеб. А ещё у них есть замечательный пруд, где разводят рыбу. Говоря про него нам Халилов Ф.Ш. рассказал о том, как расчищая озеро, они обнаружили источник. Теперь вода постоянно очищается. В пруд запустили много мальков. Мы тоже хотим помогать им в зимнее время рубить проруби, чтобы рыбам поступал свежий воздух. Одновременно было заключено соглашение с ООО «Нижняя Елюзань» в лице руководителя Немушева Д.И. Он подробно объяснил как нужно вести дела в растениеводстве и животноводстве. Ребята с удовольствием наблюдали за рабочими и сами кормили животных. Севастополева Э. с координатором Давыдовой К. К. написали исследовательскую работу «Подсолнечник». Группа учащихся с проектом «Росток» выступила в районном конкурсе предпринимательских проектов «Формула успеха». Стали призёрами конкурса. Проект «Помощь идёт» тоже призёр конкурса «Формула успеха». В ноябре мы заключили соглашение о сотрудничестве с ОПК « Керженов и К». Они организовали целую сеть: автосервис, мойка и придорожное кафе. Руководитель Керженова К.А. обстоятельно и с демонстрацией рассказывает ребятам о работе в кооперативе. Учащиеся старших классов сами пробуют выполнять у них разные виды работ Мы, учащиеся 9 класса написали проект «Реклама для ОПК «Керженов и К.». Так как кафе открылось недавно, то у них нет достаточного количества клиентов, мы решили помощь с организацией рекламы. Предложили оформить и вывесить баннер, где в красочном виде перечислим преимущества этого кафе, укажем контактные телефоны. Лучшей рекламой для них послужит, если мы проведём новогоднее мероприятие для 1-4 классов в их помещении. Сценарий уже подобрали. Родители узнают, что можно там проводить торжества. А ещё мы предложили придумать свое фирменное блюдо, которого нет ни в одном из близлежащих кафе. У нас большие планы для дальнейшего сотрудничества. В дальнейшем планируем проектную работу « Обустройство зоны отдыха» с компанией – ментором И/П Халилова Д.Н. Очень интересно слушать наших предпринимателей. У нас каждый класс скоро напишет описательный проект про компанию-ментора. А индивидуальные предприниматели Зулькарняева А.М. и Абушаева К.Д. посоветовали нам сначала получить образование, потому что оно необходимо в любом начинании. Про предпринимателей мы сняли фильм. Спасибо вам, уважаемые предприниматели, что вы всегда находите для нас время. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
 
      
        
 
МОЕ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО
 Во всем мире малый бизнес является ведущим сектором экономики – в развитых странах на его долю приходится до 60-70% валового национального продукта. Поддержка молодых предпринимателей является одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед Правительством Российской Федерации. Развитие предпринимательства среди молодежи – один из важных процессов, способствующих модернизации российской экономики и решению проблемы занятости населения. В рамках реализации проекта «Обучение через предпринимательство» в нашей школе прошло интересное мероприятие: презентация защиты проектов в форме «Деловая игра» при ор­ганизации предпринимательской деятельности, её открытии и пробы себя в проекте
«Моё собственное дело». Эпиграфом послужила китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». В последнее время много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Подрастающее поколение уже в школах учится первым навыкам бизнес - планирования. За столом переговоров сидели «предприниматели» (учащиеся 11 класса), которые представляли свои проекты. Некоторые из них уже реализовались. Им представилась возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес
Каждая фирма защищала свой проект, рекламировала продукцию. Напротив им сидели эксперты – дублеры: «глава администрации» – Немушев Р., «экономист-консультант» -Керженова А., «юрист-консультант»- Вяселев Р. В ходе защиты проектов эксперты задавали вопросы: Как вы привязываете свой проект к нашей географической зоне? Будет ли достаточно потребителей вашего товара и услуги в нашей местности? Возможно ли инвестирование проекта со стороны сельской администрации? и др. Ну и самое интересное было то, что за всей игрой наблюдали настоящие эксперты: глава администрации села Нижняя Елюзань Умряшкин Ильяс Каримович, родители 11 класса- предприниматели: НуриддиновРамиль Шавкятович, СалякаеваАдиляРавильевна. Они отметили, что реально практически создать в нашем селе фирмы, проекты, которые услышали. Предприниматели, проанализировав работу учащихся, поделились опытом своей деятельности (реализация тепличной рассады, магазина»Уют»). Ребята с интересом слушали наставления, советы, задавали много вопросов. Возможно, среди них сидели будущие успешные предприниматели. Ильяс Кяримович обобщил все сказанное, пожелал старшеклассникам развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации, воспитывать в себе умение работать командой, быть успешными в жизни и учиться применять полученные знания в реальной практике. В дискуссию включились учителя. Никто не смотрел на время и еще долго говорили о проблемах и развитии малого и среднего бизнеса в селе. Все пообещали, что чаще будут проводить такие встречи поколений. Ведь перед одиннадцатиклассниками стоит трудный выбор профессии. И каждый опыт для них поучителен и созидателен. Все проекты и бизнес - идеи для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они имели свое развитие. Каждый человек уникален по своим способностям и талантам . Не бывает двух одинаковых снежинок или двух одинаковых дел. В каждом из нас скрыта неповторимая творческая индивидуальность. Творческие способности развиваются только в творческом труде. Дорогие ребята, радуйтесь своему творчеству, чтобы ваша жизнь была успешной и счастливой во всех отношениях.
 
 Учитель истории Халилова Д.М.
 
Форма входа
Поиск
Полезные сайты